Цвет в художественной вышивке играет важную роль. Интересно задуманный рисунок вышивки может быть испорчен неудачным подбором цветов ниток. Чтобы получить наиболее выигрышное сочетание цветов в вышивке, надо знать свойства цвета. Все видимые в природе цвета принято делить на хроматические, включающие все цвета спектра — красный, синий, желтый, зеленый и все их оттенки, и ахроматические — белый, черный и серый цвета.
Ахроматические цвета характеризуются только степенью их светлоты (светло-серый, темно-серый и т. д.).
Хроматические же цвета имеют тон, насыщенность, светлоту.
Среди всего разнообразия цветов выделяют 3 основных цвета — красный, синий, желтый, которые при смешивании образуют другие цвета (красный с желтым — оранжевый, синий с желтым — зеленый, красный с синим — фиолетовый). Таким образом, можно получить множество цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону.
Цветовой тон — одна из характеристик, определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой», «лиловый», «коричневый» и т. д. Например, один красный цвет имеет желтоватый оттенок, а другой синеватый. Смешивая красный цвет с другими красками, можно получить бесконечное множество цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону. Человеческий глаз различает до 400 оттенков.
Насыщенность цвета — это степень яркости цвета, которая изменяется в зависимости от наличия в нем серого цвета (ярко-голубой, серо-голубой и т. д.). Чем более данный цвет отличается от серого, тем он насыщеннее, ярче, красочнее. Чистый цвет — это цвет наибольшей яркости. Обычно это свойство обозначается словами «яркий», «приглушенный», «мягкий» (пастельные тона характеризуются пониженной насыщенностью).
Яркие цвета чаще всего применяются в вышивке декоративных изделий, более спокойные, ненасыщенные — в вышивке одежды.
Светлота — это большая или меньшая близость цвета к белому цвету (например, темно-синий, синий, голубой — разные по светлоте тона одного синего цвета). Темные цвета образуются в результате смешивания какого-либо цвета с черной краской, а светлые цвета — с белой краской (Светлота - безразмерная величина, используемая для количественной оценки различия между зрителтными (световыми) ощущениями, вызываемыми двумя смежными одноцветными поверхностями. БЭС)
Теплые и холодные цвета. Все хроматические цвета и их оттенки делятся на теплые и холодные. К теплым относятся цвета огня и солнца — желтый, оранжевый. К холодным относятся цвета воды, льда — голубой, синий.
В пределах каждого цвета могут быть более теплые и более холодные оттенки. Например, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым — если с желтым оттенком. Зеленый цвет с желтоватым оттенком — теплый, а с синим — холодный.
Теплые и насыщенные (яркие) цвета привлекают больше внимания и создают впечатление близости предмета. Их называют также приближающими, выступающими. Холодные цвета и ненасыщенные создают впечатление отдаленности. Поэтому их называют удаляющими, отступающими. Наибольшим приближающим эффектом обладает желтый цвет, максимально удаляющим — синий. Нанесенные на одной плоскости цвета могут казаться более близкими или более отдаленными от зрителя. Пользуясь этим свойством цветов, можно передать объем и рельефность деталей вышивки, приблизить и выделить одни части рисунка и отодвинуть на задний план другие.
Например, вышивая цветок ромашки, серединку выполняют ярко-желтыми или оранжевыми нитками, которые выступают более других цветов и создают впечатление выпуклости.
Свойство приближения и удаления цветов зависит от фона, на котором они расположены. На светлом фоне лучше выделяются, выступают темные тона, светлые теряются, а на темном фоне больше выступают светлые и яркие тона, а темные пропадают. На светлом фоне все светлые тона ниток кажутся темнее, а эти же тона на темном фоне кажутся светлее.
Все хроматические цвета лучше выделяются на сером фоне. Поэтому, подбирая фон для многоцветной вышивки, лучше использовать ткани светлых приглушенных цветов (серо-зеленый, серо-бежевый, серо-голубой, серо-бирюзовый, кремовый), на которыхцветные нитки будут выглядеть наиболее выигрышно. Фон в художественной вышивке ни в коем случае не должен быть ярче самой вышивки.
При вышивке цветными нитками на белом фоне следует учитывать, что на белом все цвета выглядят значительно ярче, резче, темнее, поэтому лучше подбирать более светлые, неяркие нитки. На черном фоне красиво смотрится вышивка яркими нитками.
Светотень. Цвет и свет — понятия, неотделимые друг от друга. Благодаря свету человек видит предметы, их форму и цвет. Но в зависимости от источника освещения цвета имеют свойство изменяться. При дневном свете все цвета выглядят чище, прозрачнее. При искусственном освещении цвет может меняться. Например, белый и серый цвета желтеют, синий — темнеет и кажется черным, фиолетовый цвет может краснеть или синеть.
Поэтому очень важно цветную вышивку и особен- 1 но подбор цветов и оттенков ниток выполнять при дневном свете.
Чтобы правильно расположить на узоре цвета и оттенки, надо учитывать зависимость их от формы предмета и освещенности. Плоский предмет, освещенный прямыми лучами, воспринимается одноцветным. На предмет объемной формы лучи света падают под разными углами и, отражаясь, создают цветовые оттенки. Каждый предмет имеет освещенную и теневую части, что позволяет видеть предмет объемным.
Между светом и тенью всегда существуют переходы. В зависимости от того, как предмет расположен к источнику света, различают шесть переходных степеней светотени:
светлая часть — часть предмета, обращенная к источнику света;
полутон — часть предмета, находящаяся под каким-либо углом к свету;
теневая часть — часть предмета, находящаяся в противоположной стороне от источника света;
тень, падающая от предмета на другую освещенную часть;
рефлекс — свет, отраженный от каких-либо окружающих предметов. Рефлекс изменяет цвет изображаемого предмета и лучше заметен в тенях;
блик — особо высветленная часть предмета. Блик зависит от поверхности предмета. Матовая и шероховатая поверхность не имеют блика, а гладкая, ровная поверхность, отражая свет, дает светлый блик. Это свойство необходимо учитывать при вышивке блестящих ягод (виноград, слива, вишня), а также при вышивке глаз, которые без блика смотрятся пустыми, слепыми.
Влияние светотени на форму изображаемого предмета можно проследить на примере шара. Если нарисовать круг и закрасить его ровно краской одного цвета, то получится плоский круг. Если же его заполнить по краям в теневой части более темными тонами выбранного цвета с постепенным переходом на более светлые тона в освещенной центральной части, то зрительно создается ощущение формы шара (рис. 1).
Понятие о светотени дает возможность показать объемность вышиваемых предметов (ягоды, цветы, птицы). Свет влияет на расцветку предметов. В освещенной части предмета (или узора) цвет имеет более светлые тона, а в затемненных местах тона того же цвета темнее.
В художественной вышивке цветов и листьев, при подборе цветов и тонов ниток вышивальщица должна учитывать их форму и освещенность. Например, нижние листья на ветке, на которые падает тень от других цветов или листьев, нужно вышивать нитками более темных тонов, чем верхние листья, которые лучше освещены и вышиваются нитками светлых тонов того же цвета. Лепестки одного цветка также неодинаково освещены, и вышивают их одни более светлыми, другие темнее.
Гармоничное сочетание цветов. Гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании. При подборе гармоничных сочетаний легче пользоваться акварельными красками, а имея определенные навыки подбора тонов на красках, нетрудно будет справиться и с нитками.
Гармония цветов подчиняется определенным законам, и, чтобы лучше их уяснить, надо изучить образование цветов. Для этого используют цветовой круг, который представляет собой замкнутую ленту спектра (рис. 2).
На концах диаметров, разделяющих круг на 4 равные части, располагают 4 главных чистых цвета— красный, желтый, зеленый, синий. Говоря о «чистом цвете», подразумевают, что он не содержит в себе оттенков других, соседних с ним в спектре цветов (например, красный цвет, в котором не замечается ни желтого, ни синего оттенков).
Далее на круге между чистыми цветами располагают промежуточные или переходные цвета, которые получают, смешивая попарно в различных пропорциях соседние чистые цвета (например, смешав зеленый с желтым, получают несколько оттенков зеленого цвета). В каждом спектре можно расположить по 2 или 4 промежуточных цвета.
Смешав каждый цвет в отдельности с белой и черной краской, получают светлые и темные тона одного цвета, например, синий, голубой, темно-синий и т. д. Светлые тона располагают с внутренней стороны цветового круга, а темные — с внешней. Заполнив цветовой круг, можно заметить, что в одной половине круга расположены теплые цвета (красный, желтый, оранжевый), а в другой половине — холодные (синий, голубой, фиолетовый).
Зеленый цвет может быть теплым, если в нем есть примесь желтого, или холодным — с примесью синего. Красный цвет также может быть теплым — с желтоватым оттенком и холодным — с синим оттенком. Гармоничное сочетание цветов заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, а также в согласованности различных цветов и оттенков между собой. Наиболее простым способом определения гармоничных сочетаний цветов является нахождение этих цветов на цветовом круге.
Выделяют 4 группы цветовых сочетаний. М о н о х р о м н ы е — цвета, имеющие одно название, но разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого (полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах). Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе.
Гармония нескольких тонов одного цвета (лучше 3—4) выглядит интереснее, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло-голубой, синий и темно-синий или коричневый, светло-коричневый, бежевый, белый.
Монохромные сочетания часто используют в вышивке одежды (например, на голубом фоне вышивают нитками темно-голубыми, голубыми и белыми), декоративных салфеток (например, на суровом полотне вышивают нитками коричневыми, светло-коричневыми, бежевыми), а также в художественной вышивке листьев и лепестков цветов для передачи светотени.
Р о д с т в е н н ы е ц в е т а располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный). Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.
Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый).
Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие.
Р о д с т в е н н о - к о н т р а с т н ы е цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные.
К о н т р а с т н ы е ц в е т а . Диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой.
Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. При cоприкосновении этих цветов возникает неприятная для глаза пестрота. Но существует способ согласования контрастных цветов. Для этого к основным контрастным цветам добавляют промежуточные, которые гармонично соединяют их.
Например, при вышивке букета используют 3 цвета: пурпурный, зеленый и желтый. Их нужно согласовать. Вначале берут краски и на листе бумаги смешивают поочередно желтый цвет с зеленым в разных количествах и получают зелено-желтые и желто-зеленые цвета; смешав желтый и пурпурный, получают новый цвет. Затем соответственно новым цветам подбирают нитки. Вышивая букет из красных и желтых цветов и зеленых листьев, вводят в них вновь полученные цвета, и все они будут гармонично сочетаться. Среди контрастных сочетаний существует несколько приятных для глаз и часто встречающихся в природе — это пары чистых цветов; красный и зеленый, фиолетовый и желтый.
При помощи красок овладеть гармонией цветов проще. Однако, учитывая некоторые особенности, можно гармонично согласовывать цвета ниток:
-нельзя смешивать диаметрально противоположные на цветовом круге контрастные цвета ниток. Например, если настрочить вместе красные и зеленые или желтые и синие, получится пестрота. Для гармоничного их сочетания необходимо добавлять нитки переходных тонов;
-не рекомендуется смешивать нитки разной светлоты и разной насыщенности. Если прострочить по темно-красному розовым или по темно-зеленому светло-зеленым, то получится также пестрота. Между этими тонами обязательно должны быть переходные тона;
-можно смешивать между собой цвета ниток, расположенные рядом на цветовом круге. Например, если прострочить по ниткам красного цвета темно-оранжевыми или по желтым желто-зелеными либо по темно-пурпурным фиолетовыми, то получатся новые гармоничные цвета. При этом нитки разных тонов как бы сливаются в один новый тон;
-можно смешивать между собой нитки, цвета которых имеют одинаковые насыщенность (яркость) и светлоту. Например, если настрочить по бледно-голубым ниткам бледно-сиреневыми или по бледно-желтым бледно-розовыми, получатся новые тона. Также можно получить новые темные цвета, настрочив по темно-синим ниткам темно-зелеными, по темно-фиолетовым темно-красными и т. д.
Tаким образом, можно смешивать не только 2, но и 3,4 тона, создавая новые цвета и восполняя отсутствие ниток нужных цветов.
К о л о р и т — определенное взаимоотношение всех цветов и тонов узора, подчиненное общему тону. Колорит в зависимости от преобладания определенных тонов может быть светлым или темным, ярким или мрачным, холодным или теплым. В художественной вышивке необходимо, чтобы каждый цвет узора, взятый в сочетании с другими цветами, не «выпячивался» и не «пропадал», а создавал бы общее впечатление главного, основного тона. Богатство колорита не в пестроте, а в разнообразии оттенков и переходов цвета. Вышивая узор, следует прежде всего определить основной его цвет, а затем искать остальные оттенки. Фон также должен быть подчинен ведущему цвету вышивки.
Усвоив основные законы цветоведения, светотени и гармонии цветов, можно приступать к художественной вышивке.
Художественная вышивка подразделяется на два вида, отличающихся по технике исполнения и художественным приемам:
-одноцветная теневая гладь;
-многоцветная тоновая гладь.
Одноцветная теневая гладь. Этой гладью вышивают в основном узоры, составленные из различных цветов. Выполняют ее косой или прямой гладью с «настилом» или без него нитками одного цвета, но нескольких тонов (2—3) одного цвета (от светлого тона до темного).
В одноцветной теневой глади цветовой эффект образуется за счет разного направления стежков и различного отражения света от гладьевой поверхности. Для теневой глади лучше использовать блестящие нитки (шелковые № 65) или мулине (нижняя нитка должна быть хлопчатобумажной № 80, 60); иглы тонкие (№ 70). Натяжение ниток нетугое, верхней нитки слабее нижней, чтобы на лицевой стороне изделия не было видно следов нижней нитки.
Одноцветной теневой гладью можно вышить хризантемы, украсив ими диванную подушку или панно.
Многоцветная тоновая гладь. Вышивка многоцветной тоновой гладью дает возможность приблизить цвета вышивки к природной окраске, передать цветовые оттенки, светотени и объемность изображаемых предметов. Такая гладь применяется в основном для вышивки различных цветов и фруктов, букетов, при изготовлении декоративных панно и салфеток, небольших скатертей, подушек.
Многоцветную тоновую гладь часто сочетают с белыми ажурными (вырезными) сетками, с цветными настрочными сетками или мережками. Промокод на 1xBet сегодня является отличным шансом приумножить свой банк, делая ставки в букмекерской конторе. Он представляет собой комбинацию символов. Это может быть сочетание цифр и букв. Получите
промокод 1хБет бесплатно необходимо использовать при регистрации на сайте БК. Куда вводить, как ввести и как использовать промокод 1хBet? Вам необходимо выбрать страну, валюту и ввести промокод как показано на изображении ниже. Перейти к регистрации. *Чтобы получить бонус, не стоит вносить депозит сразу после регистрации. После авторизации на сайте необходимо нажать на кнопку «личный кабинет», в появившемся списке
Вышивку надо выполнять тонкими шелковыми нитками № 65, 33 или мулине (шелковыми нитками рекомендуется вышивать декоративные панно и дорожки, а мулине — салфетки, скатерти и подушки, которые часто стирают). При выполнении многоцветной тоновой глади приходится часто менять верхнюю нитку, нижнюю же нитку надо подобрать хлопчатобумажную № 80 или № 60 в цвет ткани и не менять ее в процессе вышивки. Гладь лучше вышивать тонкими иглами (№ 70 или № 80).
Приступая к вышивке тоновой гладью, необходимо подготовить машину: ослабить натяжение верхней нитки, а при необходимости и нижней, так как при вышивании приходится делать длинные стежки (5—7 мм) и при этом оттягивать нитку, что может привести к стягиванию ткани вокруг рисунка вышивки. Нижняя нитка не должна выбиваться наверх, а верхняя — сильно уходить на изнаночную сторону.
Тоновую гладь надо выполнять стежками разной длины, плотно прилегающими друг к другу (техника полуглади), укладывая их ряд за рядом. Вначале следует обстрочить контур рисунка (в размере пялец). Первый ряд стежков укладывать всегда начиная от края детали, ударяя иглой сначала точно за обстроченный контур, а затем на произвольную длину к середине (5—7 мм). Стежки каждого последующего ряда должны как бы входить (вливаться) в промежутки между стежками предыдущего ряда, не оставляя просветов.
Очень важно, чтобы точки удара иглы второго ряда стежков не совпадали с точками удара иглы первого ряда, а слегка (на 0,5—1 мм) перекрывали их, только в этом случае образуется гладкая поверхность без границ между рядами. Стежки не должны быть слишком длинными (не более 7 мм), но и не должны переходить в строчку, поэтому вначале надо потренироваться на отдельном куске ткани, медленно, не торопясь, придерживая маховое колесо рукой. Тона ниток следует менять ряд за рядом, для того чтобы переход от одного тона ниток к другому был плавным. Нельзя допускать четких прямолинейных границ между рядами, они должны быть как бы размыты (рис. 3).
В вышивке тоновой гладью приходится часто менять направление стежков. Для этого вначале делают небольшие вспомогательные стежки длиной 3—4 мм, а затем концы их перекрывают длинными стежками (5—7 мм) в нужном направлении.
Изгибы и закругления по краю лепестков вышивают при помощи коротких стежков (3—4 мм, а в некоторых случаях до 2 мм), направляя их по форме лепестка. При вышивании длинными стежками нельзя добиться плавного закругления.
Для вышивки многоцветной тоновой гладью лучше использовать рисунки цветов слегка упрощенной, стилизованной формы, но сохраняющие при этом характерные особенности данного цветка. Не рекомендуется брать для вышивки слишком натуральную форму и цвет цветов, так как очень трудно на небольшой плоскости рисунка передать стежками все изгибы и игру света.
Учиться вышивать многоцветной тоновой гладью надо начинать с простых цветов: ромашек, васильков, колосков, фиалок и постепенно переходить к более сложным — розам, анютиным глазкам и, только освоив вышивку отдельных цветов, можно приступать к выполнению букетов.
Вышивать цветы лучше на гладкокрашеных тканях без выработки (лен, полулен, суровое полотно, шелк, шерсть и т. п.).
Для фона рекомендуется подбирать неяркие, пастельные тона (серый, серо-бежевый, серо-зеленый, кремовый, серо-бирюзовый, серо-голубой) тона, так как на них хорошо выделяются все детали рисунка. Черный и белый цвета слишком контрастны для фона.
Фон не является главным элементом, поэтому цвет его не должен отвлекать от основного узора вышивки, а наоборот, подчеркивать цвет основной вышивки; они должны гармонично сочетаться друг с другом. Цвета ниток для вышивки цветов, листьев и других деталей узора надо подбирать (при дневном свете) близкие к природным, и каждый цвет должен иметь еще 3—5 переходных тонов, близких между собой по светлоте и насыщенности.
На многих рисунках для вышивки многоцветной тоновой гладью указаны цифры, обозначающие различные по светлоте тона ниток одного цвета. Например, тон 1 — светло-зеленый, тон 2 — зеленый, тон 3 — темно-зеленый и т. д. Для более крупных деталей рисунка применяется больше тонов (4—5), для мелких — меньше (2—3).
Если в наличии нет достаточного количества тонов ниток, то можно каждым тоном прошивать по 2—3 ряда, а также смешивать имеющиеся тона ниток. Например, вначале вышить нитками первого тона, затем смешать первый тон и второй, получится новый промежуточный тон, дальше вышивать вторым тоном и т. д. Переход от темного тона к светлому должен быть плавным, через промежуточные тона. Цветы имеют самую разнообразную форму, и даже в одном цветке лепестки могут быть неодинаковыми по величине, форме и окраске. Листья цветов также отличаются разнообразием — прямые, плавно изгибающиеся, вогнутые, выгнутые, с отворотами. Поэтому, чтобы правильно расположить цвета и оттенки ниток при вышивке цветов и листьев, необходимо учитывать их форму, расположение на плоскости и освещенность. На одном стебле или ветке верхние цветы или листья лучше освещены и вышивать их следует более светлыми тонами ниток, а нижние и те, на которые падает тень от других цветов и листьев, — нитками более темных тонов. Выбрав рисунок вышивки, нужно прежде всего определить цвет и форму цветов, листьев, на какие части рисунка падает тень, а какие высветлены. Отметить на рисунке карандашом, какие цветы и листья надо вышить светлее, а какие темнее. В этом могут помочь живые цветы и открытки с изображением цветка.
Рисунки вышивки многоцветной тоновой глади переводят на ткань через копировальную бумагу, тщательно прорисовывая контуры цветов и листьев и все дополнительные линии (жилки, тычинки). Для облегчения вышивания на рисунке нужно нанести линии перехода от одного тона ниток к другому и направление стежков, Линии рисунка не должны быть жирными, иначе следы копирки будут пачкать нитки и работа получится серой, грязной.
Начинать вышивку следует с крупных деталей рисунка — с цветка, выполняя лепесток за лепестком. Когда цветы выполнены вчерне, то есть не очень плотными стежками, нужно перейти к листьям (без листьев цветок не смотрится). После того, как весь рисунок выполнен, работу надо снять с пялец и внимательно просмотреть, выявляя недоработки. Если есть необходимость углубить или высветлить отдельные детали рисунка, доработать вышивку нужными цветами ниток. Для неопытной вышивальщицы сложно при помощи цветов ниток передать природную форму и окраску цветов и листьев, поэтому для начала следует познакомиться с общими техническими приемами вышивки листьев и цветов.