Как правило, готовые для вышивания наборы комплектуются почти всем необходимым, иногда прилагается даже рамочка, но ножницы и пяльцы придется все-таки взять свои.
Канва
Фактически вышивать можно на любой ткани, но поскольку крестики имеют квадратную форму, то всегда берут ткань с одинаковым количеством нитей по высоте и ширине, например полотно. Можно использовать специальную ткань — канву. Некогда в СССР в Украине, а сейчас в странах запада выпускается накладная канва — когда вышивка закончена, нити этой канвы осторожно выдергивают. Но самая популярная канва представляет собой готовую основу — после окончания работы ее не выдергивают, а вставляют в изделие. Существует несколько видов канвы, каждый из которых оптимально подходит для какого-либо варианта вышивки.
Aida (Аида) — самая, пожалуй, известная марка такой канвы, производителем ее является немецкая фирма Zweigart, в Венгрии также имеются фабрики. На основе 100% хлопка. Плетение состоит из 4-х нитей в основе и 4-х в утке, две средние нити вверху, две крайние — внизу. На этой канве хорошо видны места ввода и вывода иглы. Размер ячеек может быть различным и характеризуется количеством клеток в 1 дюйме (около 2.54 см), данная цифра указывается после названия (например, Aida-14 или Aida-18). Используется для вышивания крестом, полукрестом, гобеленовым швом, счетной гладью, бисером.
Hardanger (Хардангер) — ткань с полотняным переплетением. Две нити в основе, две в утке, или одна в основе, одна в утке. Используется, в основном, для выполнения мережки, но можно вышивать и крестом, полукрестом и счетной гладью. Размер клетки зависит от количества нитей под стежком и может быть 1x1, 2x2, 3x3 нити ткани.
Страмин жесткая канва для вышивания гобеленов и ковровой техники. Плотное полотно для рукоделия из очень равномерных и устойчивых к разрыву волокон — особый тип плетения и обработки. Две нити в основе и две в утке (по принципу — одна нить сверху, одна снизу) образуют четкие открытые клетки. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов, сумок и т.д.
Кoнечно, это не все виды ткани, какие выпускаются для вышивания, их гораздо больше (Linda, Belfast, Edinburgh и так далее), но разницу почувствовать может очень искушенная вышивальщица.
Давайте определим какой кусок ткани нам потребуется. Для этого необходимо вычислить общий размер вышивки, к каждой стороне прибавить запас для паспарту (для больших работ это около 5-6 см с каждой стороны) и еще немного для обработки краев. Допустим, размер готовой работы составляет 150х200 крестиков, а для вышивания берется канва Aida18. Как мы помним, такая канва имеет 18 крестиков на дюйм или 70 крестиков на 10 см. Таким образом, общий размер вышивки составит 21.5х28.5 см, теперь прибавим по 12 см к размеру по горизонтали и вертикали (запас для паспарту) и по 2 см (для обработки краев). Итого требуется кусок ткани размером 35.5х42.5 см. Конечно это только предварительные расчеты, отступ для паспарту можно сделать меньше, а края промазать клеем Гутерманн и также сэкономить на расходном материале.
Cуществуют и довольно экзотические материалы для вышивания: перфорированная бумага (например, для игрушек на елку), пластиковая канва (в 3D-вышивках), шелковая кисея (в миниатюрных работах).
Пяльцы
Если ткань туго натянута, то на ней довольно легко вышивать, кроме того, это позволит не перетянуть стежками ткань в процессе работы. Именно поэтому большинство вышивальщиц в работе использует пяльцы.
Самые дешевые пяльцы это те, которые выпускались еще во времена СССР — круглые, пластмассовые, с пластмассовым же винтом. Их можно найти в бабушкином сундуке, но они выпускаются и сейчас, бывают разных размеров и стоят довольно недорого. Также в продаже имеются более дорогие импортные деревянные пяльцы с металлическим винтом (см.фото).
Они более надежны, нежели пластмассовые, лучше держат ткань, однако винт у них закручивают с помощью пассатиж. Использование обоих вариантов пялец одинаково — на меньший обруч кладут ткань, прикрывают большим (винт должен быть ослаблен), натягивают ткань и не слишком сильно закручивают винт; затем снова натягивают ткань и теперь уже накрепко фиксируют ткань, заворачивая винт до отказа. Если узор не помещается в окружность пялец, кольца в процессе работы передвигают с одного участка на другой. В процессе работы ткань будет по-немногу терять натяжение, поэтому изредка ее придется подтягивать. По окончании работы вышивка вынимается из пялец и… впрочем, об этом речь пойдет намного ниже.
Иногда в продаже можно увидеть двухобручевые пяльцы без винтов (spring-hoops) — нижний обруч сделан из упругого металла, верхний — из пластмассы. Такие пяльцы тонкие и предназначены для машинной вышивки, но при должной сноровке их можно приспособить и для ручной вышивки.
Есть еще одна модификация классических двухобручевых пялец — flexi-hoop. Внутреннее кольцо таких пялец изготовлено из жесткой пластмассы, внешнее — из «резиновой» различных цветов. Винта здесь нет, зато имеется металлическая петелька для повешения на стену. Как же пользоваться такими пяльцами? Все очень просто: промеряется размер готовой вышивки и дается припуск для отступа от краев рамки, затем, ориентируясь на полученные цифры, покупаются наиболее близкие по параметрам flexi-hoop (они очень тугие, поэтому в процессе работы их лучше не перемещать). После окончания вышивка стирается, вставляется назад, излишки ткани обрезаются и рукоделие в рамке-пяльцах вешается на стену. Следует отметить, что flexi-hoop отлично держат ткань натянутой, поэтому некоторые рукодельницы предпочитают использовать их вместо винтовых.
В процессе работы с ручными пяльцами одна рука постоянно занята (она удерживает вышивку), что не очень удобно. Поэтому можно приобрести настольные или напольные пяльцы с кронштейном — он поможет освободить обе руки для работы, да и угол положения пялец можно менять, что позволит вышивать, сидя на любимом диване.
Наконец Q-snap. Они используются не только в вышивке крестом, но и в шелкографии, пэчворке и т.д. Выпускаются как в виде отдельных пялец, так и в виде стола, который, впрочем, для вышивания не годится. Пользоваться ими довольно легко — ткань кладется на прямоугольную рамку и фиксируется зажимами, эта конструкция позволяет не мять ткань и не деформировать крестики. На форумах мнения об этом устройстве противоположные: кто-то в полном восторге покупает все доступные размеры, другие же вышивальщицы сдают приобретения назад в магазин.
И все-таки использование пялец не очень удобно — по ободам вышивка пачкается, крестики деформируются, да и с бисером работать затруднительно. Хороший вариант в этом случае — прямые пяльцы (обычно называют просто «рамой»). Боковые планки крепятся к валикам гайками-барашками, поэтому рама легко разбирается. Тесьма на рамке определяет размер пялец и ограничивает ширину используемой ткани, а вот длина может быть любой: излишки накручиваются на валики после закрепления канвы. Рамы тоже бывают как ручными, так и настольными и напольными.
Иглы
Поскольку основа для вышивки вся в дырочках, вышивка крестом выполняется тупыми иглами, что позволяет более точно попадать в нужные места без риска расщепить нить ткани или уже готовый крестик. Иглы имеют большое ушко, чтобы можно было вставить несколько ниточек мулине сразу, и различаются размерами, каждый из которых оптимально подходит для канвы с определенной плотностью плетения.
Мулине
Ниток для вышивания существует большое множество. Сейчас в России не считая отечественно мулине, продаются известные мировые марки, такие как DMC, Madeira и Anchor, менее известные датские May Flower, польские Ariadna.
Кроме хлопковых ниток, для вышивания можно использовать и шесть, и шелк.
Оттенки номеров цвета из партии в партию могут меняться, лишь мировые бренды дают гарантии постоянства цвета, поэтому неизвестных ниток лучше купить сразу достаточное количество на всю работу.
Нитки, качество которых вызывает сомнение, лучше перед работой проверить на линючесть: намочите их в горячей воде и с силой протяните через белую ткань, нестойкий краситель оставит след.
Ножницы
Здесь все просто. Существуют, конечно, ножницы-цапли и с позолоченными ручками, но нам вполне подойдут обычные с тупыми концами. А еще хорошо запастись и маленькими ножничками — ими удобно подцеплять и разрезать неверно сделанные стежки.
Со временем вы почувствуете, что одной пары ножниц маловато... да и двух тоже... На самом деле для нормальной работы потребуется аж четыре пары ножниц! но это уже тема для отдельного разговора.
Дополнительные аксессуары
Хоть вышиваем мы тупой иглой, но все-таки наперсток лишним не будет. Не забудьте и про специальные фломастеры и доски.
Ассортимент дополнительных аксессуаров растет постоянно, вот хотя бы эти смешные зажимы для рамок. Вам остается только решить что действительно необходимо для вышивания, а что покупать не стоит.